Протокол замеров электрических параметров аккумуляторных батарей, установленных на специальном автотранспорте пожарно-спасательной части № 53 ПСО ПСС по Приморскому району (г. Санкт-Петербург) при опытной эксплуатации «Комплекса поддержания АКБ в оперативной готовности» Комплекс «Поддержания АКБ в оперативной готовности» включает в себя: - бортовые компоненты автотранспорта (устройство коммутации, автоматиче-ский разъединитель и комплект кабелей);
- гаражные компоненты (автоматическое многоступенчатое зарядное устрой-ство с поворотной штангой оборудованной системой отвода зарядной розетки).
Опытная эксплуатация системы проводилась с июля по август 2008 года на автотранспорте, находящемся на оперативном дежурстве. Эффективность применения Комплекса «Поддержания АКБ в оперативной готовности» оценивалась сравнением состояния аккумуляторных батарей (АКБ) до установки системы и в процессе её опытной эксплуатации.
Состояние АКБ определялась по измеряемым электрическим параметрам: - степени заряженности;
- омической составляющей внутреннего сопротивления;
- тока прокрутки (который способна отдать АКБ при данной температуре и степени заряженности).
Для измерения электрических параметров АКБ использовался Анализатор свинцово-кислотных аккумуляторных батарей «МЕГА-001». Измерение всех электрических параметров проводилось непосредственно на автотранспорте без снятия АКБ. Результаты измерений приведены в таблицах 1, 2. Таблица 1 № п/п | Тип шасси, Гос № | Тип АБ | Номинальные параметры АКБ (напряжение, ёмкость, ток прокрутки) | Измеряемые параметры | Состояние АКБ (предполагаемый вид неисправности) | Напряжение разомкнутой цепи, В | Степень заряжено-сти, % | Омическая составляющая (Rом), мОм | Ток прокру-тки (Iпр), А | Исходное состояние АКБ | 1 | КАМАЗ № в 171 кн 98 | 6СТ190 | 12 В, 190Ач, 1100(EN)А, 1750А | 12.39 | 56 | 0.91 | 658 | АКБ имеет внутрибатарейное КЗ | 6СТ190 | 12.38 | 55 | 1.05 | 666 | АКБ имеет внутрибатарейное КЗ | 2 | ПАЗ № в 172 кн 98 | 6СТ132/1 | 12 В, 132 Ач, 660(EN)А, 1050 А | 12,30 | 47 | 3,12 | 398 | АКБ исправна, требуется заряд | 3. | IVECO MAGIRUS, № в 590 МО 98 | IVECO | 12 В, 170 Ач, 800(EN)А, 1272 А | 12,36 | 52 | 2,48 | 595 | АКБ исправна, требуется заряд | IVECO | 12,36 | 52 | 252 | 578 | АКБ исправна, требуется заряд | 4 | ЗИЛ № в 170 кн 98 | 6СТ95 | 12 В, 95 Ач, 640 (EN)А, 1010 А | 12,78 | 92 | 3,46 | 789 | АКБ исправна, готова к применению по назначению | 5 | ЗИЛ № в 168 кн 98 | 6СТ100 | 12 В, 100 Ач, 820(EN)А, 1300 А | 12,99 | 100 | 3,34 | 1000 | АКБ исправна, готова к применению по назначению |
Таблица 2 № п/п | Тип шасси, Гос № | Тип АБ | Номинальные параметры АКБ (напряжение, ёмкость, ток прокрутки) | Измеряемые параметры | Состояние АКБ (предполагаемый вид неисправности) | Напряже-ние разомкну-той цепи, В | Степень заряжено-сти, % | Омическая составляю-щая (Rом), мОм | Ток прокру-тки (Iпр), А | Измерения через 3-е суток эксплуатации | 1 | КАМАЗ № в 171 кн 98 | 6СТ190 | 12 В, 190Ач, 1100(EN)А, 1750А | 12.76 | 98 | 0.92 | 1800 | АКБ имеет внутрибатарейное КЗ | 6СТ190 | 12.75 | 97 | 1.06 | 1790 | АКБ имеет внутрибатарейное КЗ | 2 | ПАЗ № в 172 кн 98 | 6СТ132/1 | 12 В, 132 Ач, 660(EN)А, 1050 А | 12,80 | 100 | 3,00 | 980 | АКБ исправна, готова к применению по назначению | 3. | IVECO MAGIRUS, № в 590 МО 98 | IVECO | 12 В, 170 Ач, 800(EN)А, 1272 А | 12,79 | 100 | 2,48 | 1210 | АКБ исправна, готова к применению по назначению | IVECO | 12,78 | 92 | 252 | 1200 | АКБ исправна, готова к применению по назначению | 4 | ЗИЛ № в 170 кн 98 | 6СТ95 | 12 В, 95 Ач, 640 (EN)А, 1010 А | 12,76 | 98 | 3,41 | 795 | АКБ исправна, готова к применению по назначению | 5 | ЗИЛ № в 168 кн 98 | 6СТ100 | 12 В, 100 Ач, 820(EN)А, 1300 А | 12,98 | 100 | 3,30 | 1010 | АКБ исправна, готова к применению по назначению | Измерения через 7 суток эксплуатации | 1 | КАМАЗ № в 171 кн 98 | 6СТ190 | 12 В, 190Ач, 1100(EN)А, 1750А | 12.78 | 99 | 0.91 | 1810 | АКБ имеет внутрибатарейное КЗ | 6СТ190 | 12.78 | 100 | 1.03 | 1791 | АКБ имеет внутрибатарейное КЗ | 2 | ПАЗ № в 172 кн 98 | 6СТ132/1 | 12 В, 132 Ач, 660(EN)А, 1050 А | 12,79 | 100 | 3,01 | 981 | АКБ исправна, готова к применению по назначению | 3. | IVECO MAGIRUS, № в 590 МО 98 | IVECO | 12 В, 170 Ач, 800(EN)А, 1272 А | 12,79 | 100 | 2,47 | 1209 | АКБ исправна, готова к применению по назначению | IVECO | 12,80 | 100 | 2,50 | 1220 | АКБ исправна, готова к применению по назначению | 4 | ЗИЛ № в 170 кн 98 | 6СТ95 | 12 В, 95 Ач, 640 (EN)А, 1010 А | 12,79 | 100 | 3,39 | 795 | АКБ исправна, готова к применению по назначению | 5 | ЗИЛ № в 168 кн 98 | 6СТ100 | 12 В, 100 Ач, 820(EN)А, 1300 А | 12,97 | 100 | 3,31 | 1011 | АКБ исправна, готова к применению по назначени |
Рекомендации: Дальнейшие измерения целесообразно провести через 1 месяц эксплуатации.
Вывод: Использование системы «Поддержания АКБ в оперативной готовности» на специальном автотранспорте пожарно-спасательной части позволило: - Увеличить степень заряженности АКБ в среднем на 50%.
- Увеличить ток прокрутки АКБ в среднем на 36%.
- Повысить оперативную готовность пожарной части.
- Уменьшить время запуска автотранспорта за счёт постоянного контроля АКБ.
- Увеличить срок службы АКБ (снизить финансовые затраты на закупку АКБ).
- Исключить трудозатраты по обслуживанию АКБ для их заряда на аккумуляторном посту части.
От ООО «МЕГАРОН» Технический директор С. Сарапов
От ООО «Фрактал» Генеральный директор А. Алёшкин
От пожарно-спасательной части № 53 ПСО ПСС Начальник части В. Мотрук ВРИО главного механика отряда А. Анёл
От СПб ГУ «ТЦ ППС СПб» Начальник отдела техники и ПТВ С. Чевыкалов Оригинал протокола |