Измеритель сопротивления версии 1.80В можно применить для диагностики состояния автомобильных стартерных батарей. Его показаниями можно воспользоваться при выборе для покупки новой батареи. Так же с помощью измерителя легко обнаруживаются плохие контакты в силовой проводке от аккумуляторной батареи до генератора и от батареи до стартера. Состояние автомобильной батареи определяется ее разрядной емкостью, степенью заряженности и способностью отдавать большие токи во время пуска двигателя. Измеритель сопротивления позволяет за 15 секунд оценить 2 последних параметра. Степень заряженности батареи линейно связана с НРЦ (напряжение разомкнутой цепи – напряжение на батарее без нагрузки). Полностью заряженная батарея на выключенном автомобиле должна иметь напряжение 12,6 – 12,72В. Если это напряжение ниже, значит присутствует недозаряд: генератор не справляется со всеми энергопотребителями или напряжение стабилизации реле-регулятора ниже нормы. Возможно, не исправна сама батарея. Способность батареи завести двигатель определяется ее внутренним сопротивлением. Приведем простой расчет. Напряжение на клеммах батареи под током нагрузки вычисляется по формуле Uнагр.= НРЦ – IRвн. Где НРЦ – измеренное напряжение на клеммах батареи без нагрузки I – пусковой ток, Rвн. – внутреннее сопротивление батареи. Для нормальной работы систем автомобиля напряжение во время пуска должно быть не ниже 9В (т. е. минимальное напряжение Uнагр. = 9В). Допустим, что батарея полностью заряжена (т. е. НРЦ = 12,7В). Ток, который может отдавать батарея во время старта, указывается на корпусе батареи. Для батарей емкостью 60Ач это значение около 480А. Из этих значений получается, что внутреннее сопротивление заряженной батареи не должно превышать значение Rвн. = (НРЦ-Uнагр.)/I, т. е. (12,6 −9)/480 = 0,0075 (7,5 мОм) Внутреннее сопротивление батареи состоит из омической и поляризационной составляющей. Rвн.= RОм.+ RПол.. Омическая составляющая не зависит от токов разряда, а поляризационная имеет сильную зависимость. Однако при таких токах (8С) ее величина составляет около 20% от полного сопротивления. Таким образом, омическое сопротивление батареи емкостью 60Ач не должно превышать величины 7,5×0,8 = 6мОм. Если учесть, что при снижении температуры окружающей среды внутреннее сопротивление возрастает, а так же растет по мере эксплуатации, то для нового аккумулятора это значение должно быть еще меньше. На практике далеко не все новые батареи удовлетворяют тому требованию, даже при комнатной температуре, т. е. могут обеспечить заявленный производителем пусковой ток 480А. Реальные значения омической составляющей внутреннего сопротивления аккумуляторных батарей емкостью 55-65Ач при комнатной температуре составляют 2-10мОм. При больших значениях пуск двигателя затруднён.
Периодически измеряя внутреннее сопротивление батареи можно прогнозировать ее отказ. Плавный рост сопротивления со временем (около 10% в год) – старение батареи. Резкое увеличение скорости роста сопротивление говорит о скором выходе батареи из строя.
Подбор 12В аккумуляторных батарей по внутреннему сопротивлению при комплектации 24В источника позволяет увеличить срок их эксплуатации. Еще одно применение измерителя – это поиск плохих контактов в силовой проводке цепи между аккумуляторной батареей, генератором и стартером. Для этого сначала измеряется омическая составляющая самой батареи (прямо на клеммах батареи). Затем «+» измерителя остаётся на «+» батареи, а «-» измерителя подключается к корпусу машины. Измеряется сопротивление батареи и соединения от «-» батареи с корпусом. Разница между показаниями равна сопротивлению соединения. Подобная операция проводится последовательно до подключения к корпусу генератора. Аналогично проверяется качество соединений цепи «+12В». Общий вклад сопротивлений соединения цепи АБ – стартер не должен превышать 1–2 мОм. Большее сопротивление приводит к значительному снижению пускового тока. |